Почему выполняют кесарево сечение

Что такое кесарево сечение?

Кесарево сечение (КС) - это хирургическое вмешательство, оперативное родоразрешение, требующее анестезии. Проводится вертикальный или горизонтальный разрез передней брюшной стенки (по «линия бикини») в нижней части живота для лучшего доступа к матке. На матке также делают разрез, чтобы извлечь ребенка и плаценту.

Кесарево сечение может быть выполнено по показаниям со стороны матери или плода, которые возникают в процессе родов, или операция может быть запланирована до начала родовой деятельности. Более 30 % родов в Соединенных Штатах Америки завершаются оперативно с помощью кесарева сечения. В России, по данным РОССТАТ на 2019г., частота выполнения КС — около 25%. Тенденция такого частого проведения КС связана с тем, что оно представляет собой высокотехнологичную, отработанную до деталей операцию, которая позволяет произвести родоразрешение безопасно как для матери, так и для ребенка, особенно если речь идет о плановом кесаревом сечении.

Показания к КС во время родов (экстренное КС):

• слабость родовой деятельности, неправильное прохождение (вставление) предлежащей части плода по родовым путям в процессе родов. При первичной слабости родовой деятельности на первом этапе начинают стимуляцию родовой деятельности, но, если через несколько часов родовая деятельность по-прежнему не прогрессирует, это может явиться показанием к экстренному кесареву сечению;
  • ухудшение состояния плода, урежение частоты сердечных сокращений по данным КТГ в процессе родовой деятельности;
  • Поперечное или тазовое (ягодичное) предлежание плода;
  • Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, кровотечение.

Плановое кесарево сечение:

Существует ряд медицинских и акушерских состояний, когда врач может заранее порекомендовать методом родоразрешения операцию кесарева сечения:

• Наличие рубца на матке (после предыдущего КС или иных операций на матке, например, миомэктомии);
  • Наличие крупных узлов миомы матки, перенесенные травмы костей таза в анамнезе;
  • Крупный плод, особенно при сахарном диабете у матери;
  • Наличие острой или обострение хронической инфекции у матери (таких как герпес или ВИЧ, которые могут передаваться младенцу во время вагинальных родов);
  • Беременность двойней, тройней или большим количеством плодов;
  • Рак шейки матки;
  • Предлежание плаценты.

Преимущества планового кесарева сечения включают:

• Точное определение даты рождения малыша;
  • Минимизирование некоторых возможных осложнений и рисков для матери и ребенка;
  • Лучшая подготовка медицинского персонала к плановой операции и непринужденность атмосферы с меньшим количеством неизвестных, неожиданных осложнений в процессе родов.

Но необходимо отметить, что КС является серьезной операцией и сопряжено со следующими рисками:

• Кесарево сечение связано с более высокой частотой травмирования органов брюшной полости (мочевого пузыря, кишечника, кровеносных сосудов), более высокой частотой инфицирования (раны, матки, мочевыводящих путей) и тромбоэмболических осложнений, чем роды через естественные родовые пути;
  • Послеродовая реабилитация занимает больше времени, чем при естественных родах;
  • Кесарево сечение повышает риск неправильного прикрепления плаценты в последующих беременностях;
  • КС увеличивает риск разрыва матки в следующих беременностях.

Младенческие риски прежде всего включают родовую травму, которая встречается редко. Наиболее распространенные осложнения, связанные с КС включают инфекции, кровотечение, травмы тазовых органов.

• Инфекция. Послеоперационное инфицирование матки (эндометрит) связано с началом родовой деятельности и разрывом плодных оболочек. Обычно необходим прием антибиотиков. Раневая инфекция обычно развивается через четыре-семь дней после операции, но иногда проявляется в течение первых суток. В дополнение к антибиотикам раневые инфекции иногда лечат ревизией раны для обеспечения дренажа и удаления инфицированной ткани.
  • Кровотечение. От 1 до 2% всех женщин, которым проведена операция КС, может потребоваться переливание компонентов крови из-за обильного кровотечения. В редких случаях, когда лекарственные методы остановки кровотечения не эффективны, может быть удалена матка.
  • Повреждение органов малого таза. Повреждения мочевого пузыря или стенки кишки происходят менее чем в 1% случаев в ходе операции кесарева сечения, особенно после предшествующих операций брюшной полости.
  • Тромбоэмболические осложнения. У женщин повышенный риск образования тромбов в сосудах ног (тромбоз глубоких вен) или легких (тромбоэмболия легочных артерий) во время беременности и в послеродовом периоде. Этот риск еще больше увеличивается после операции кесарева сечения. Риск может быть уменьшен благодаря использованию эластической компрессии нижних конечностей соответствующим бельем. Женщинам с высоким риском тромбообразования рекомендуется назначение антикоагулянтов (НМГ).

Операция кесарева сечения. После поступления в больницу для планового кесарева сечения женщине назначают пероральную дозу антацидов для снижения кислотности желудка. Производят катетеризацию центральной вены. Проводится анитибиотикопрофилактика, устанавливаются мониторы для регистрации артериального давления, частоты сердечных сокращений плода и уровня кислорода в крови у матери.

Анестезия.

Существуют два типа анестезии, которые используются при кесаревом сечении: регионарная анестезия и реже общий наркоз. При плановом кесаревом сечении обычно проводится регионарная анестезия. Консультация с анестезиологом позволяет женщине получить полную информацию об анестезии, а анестезиологу помогает выявить любые медицинские проблемы, которые могут повлиять на тип и ход анестезии.

Отличием общей анестезии является то, что женщина в процессе операции пребывает без сознания и не имеет возможности общаться с персоналом, а также с новорожденным сразу после извлечения его из матки. Регионарная анестезия, как правило, предпочтительнее, потому что она позволяет матери общаться с персоналом и членами семьи, переживать роды и иметь непосредственный контакт с младенцем. Обычно это безопаснее, чем общая анестезия.

Во время операции в мочевой пузырь устанавливают катетер, который позволяет моче дренироваться и снижает вероятность травмы мочевого пузыря. Катетер обычно удаляется в течение 24 часов после операции.

После завершения операции женщина около 6-12 часов или более (по клинической ситуации) находится под наблюдением в палате интенсивной терапии. Обезболивающие препараты назначаются сначала внутривенно, а затем перорально.

Выписка домой обычно происходит на 3-5 сутки.

Разрез на коже заживает в течение следующих нескольких недель. В течение этого времени могут наблюдаться легкие спазмы, умеренные кровяные выделения из влагалища. В среднем, процесс восстановления длится около 6 недель после родов.

Возможно ли родить через естественные родовые пути после кесарева сечения?

Ранее акушеры рекомендовали всем женщинам, которые родили с помощью операции кесарева сечения, родоразрешать следующие беременности только оперативно. Однако, в настоящее время от этой тактики отошли, в том числе и в нашей стране. Многие женщины в Соединенных Штатах, у которых было одно поперечное кесарево сечение, предпочитают повторное кесарево сечение, хотя эти женщины могли бы попытаться родить через естественные родовые пути. От 60 до 80 % женщин с рубцом на матке успешно рожают вагинально, при условии отсутствия абсолютных медицинских противопоказаний к физиологическим родам. Вероятность разрыва матки во время родов составляет менее 1% у женщин, рожающих естественным образом после кесарева сечения. Решение всегда принимается индивидуально в каждом случае, на основании полного акушерско-гинекологического обследования и общесоматической ситуации, оценки факторов риска и с учетом преимуществ рождения ребенка через естественные родовые пути как для матери, так и для плода.

Какие проблемы могут возникнуть при родах после КС?

Больше всего врачи и акушерки опасаются разрыва матки по старому рубцу. Это чрезвычайная ситуация, которая может причинить вред матери и ребенку. В любом случае, опытный акушер при обнаружении риска для матери и плода изменит план в сторону безопасного родоразрешения. Ведь главная задача врача - максимальное стремление к благоприятному исходу – « у здоровой матери здоровый малыш».