Альтернативные методы лечения миомы матки

В настоящее время у хирургического лечения больных с большими лейомиомами матки появилась альтернатива – эмболизация маточных артерий. Эффект достигается за счет перекрытия кровотока в узлах миомы с помощью специального препарата, который вводится в артерии матки по тонкой трубке (катетеру) через бедро. Препарат содержит мелкие шарики (эмболы), которые перекрывают артерии миомы, после чего узел некротизуруется, то есть отмирает в течение нескольких часов. Эмболизация маточных артерий позволяет во многих случаях отказаться от необходимости удаления матки при миоме и сохранить репродуктивную функцию.

Методика эмболизации маточных артерий используется в медицине последние два десятилетия в качестве метода остановки послеродовых кровотечений и в других акушерско–гинекологических ситуациях.

В 1990 году Jacques Ravina применил эмболизацию маточных артерий в качестве подготовительного этапа перед операцией удаления матки. При этом он установил, что у некоторых больных после эмболизации исчезали беспокоившие их симптомы и отпадала необходимость в самой операции. Позднее он предложил использовать эмболизацию маточных артерий в качестве самостоятельного метода лечения.

По данным систематического обзора Кохрановского сообщества при сравнении фертильности у больных миомой матки после ЭМА и миомэктомии количество наступивших беременностей и родов сопоставимы.

ЭМА является дорогостоящей процедурой, воздействует на матку в целом, имеется риск нарушения овуляции (в результате эмболизации сосудов, снабжающих кровью яичники).

ЭМА не рекомендована Американской коллегией акушеро-гинекологов женщинам, желающим сохранить репродуктивную функцию из-за возможного нарушения овуляции. Руководство NICE (Великобритания), тем не менее, информирует женщин, что ЭМА потенциально позволит им сохранить фертильность. Риск повторного развития миомы матки с необходимостью выполнения гистерэктомии примерно у 20% пациенток, проходивших ЭМА.

Показания к эмболизации маточных артерий:

•Интрамуральное, субсерозно-интрамуральное и субмукозное расположение узлов

Нецелесообразно и малоэффективно:

•при субсерозном расположении узлов, особенно на тонком основании.

С осторожностью:

•учитывая снижение функции яичников иизменения со стороны эндометрия, происходящих после проведения ЭМА –с осторожностью проводить её у нерожавших женщин или планирующих беременность.

Методика ЭМА. Эмболизация выполняется в специально оборудованной рентгенооперационной, оснащенной ангиографическим аппаратом. Выполняют эмболизацию не гинекологи, а эндоваскулярные хирурги. Это связано с тем, что методика эмболизации требует квалификации в области сосудистой хирургии и радиологии и непривычна для оперирующих гинекологов.

Эмболизация – практически безболезненная процедура и выполняется под местной анестезией. Единственным воздействием является пункция правой общей бедренной артерии. Для этого после предварительной местной анестезии раствором новокаина или лидокаина через небольшой (1,5 мм) прокол кожи в верхней части бедра в артерию вводится тонкий катетер (1,2 мм), который под контролем рентгенотелевидения проводится

непосредственно в маточные артерии. Затем через катетер вводятся крошечные частички эмболизационного препарата, которые перекрывают сосуды, питающие миому.