Диагностика и лечение бесплодия

Диагностика и лечение причин бесплодия

Важную роль в диагностике и лечении бесплодия играет лапароскопия.

Лапароскопия представляет собой минимально инвазивную процедуру, которая осуществляется с помощью лапароскопа (оптоволоконной трубки со светом и видеокамерой). Лапароскопия выполняется через два и более мелких разрезов (часто разрез осуществляется в пупке). Данная процедура в среднем занимает 30-45 минут и проводится под общим наркозом.

При выполнении диагностической или лечебной лапароскопии хирург визуально осматривает репродуктивные органы малого таза и выявляет причину не наступления беременности: кисты, образования в яичниках, миомы матки, непроходимость труб, эндометриоз, спаечная болезнь и другие состояния.

Лапароскопию также используют в качестве диагностического метода в случаях, когда не удалось выявить причину бесплодия с помощью других методов диагностики, при этом обследование продолжается не более одного года.

Причины, требующие выполнения лапароскопии:

СПКЯ (синдром поликистозных яичников):

Для женщин с СПКЯ, устойчивыми к медикаментозной терапии (лечение кломифеном), лапароскопия является альтернативным методом лечения, но только при условии хорошего овариального резерва, т.е. в ситуации, когда уровень анти-мюллерова гормона > 5 нг / мл.

При лапароскопии у таких женщин улучшается гормональный фон, происходит стимулирование доминантного фолликула, снижается риск синдрома гиперстимуляции яичников, частота многоплодной беременности и риски, связанные со стимуляцией гонадотропами.

Эндометриоз

Известно, что около 50% женщин с эндометриозом сталкиваются с проблемами наступления беременности.

Пациентки приходят с жалобами на болезненные и обильные менструации, бесплодие и боли в нижних отделах живота.

Наиболее часто к не способности забеременеть приводят поверхностный эндометриоз или малые формы. При обнаружении во время лапароскопии поверхностных очагов эндометриоза проводится их коагуляция с ревизией брюшной полости.

При распространенных формах также есть показания к оперативному вмешательству, которое наряду со вспомогательными репродуктивными технологиями увеличивает шансы на наступление и вынашивание нормальной беременности.

Миомы матки

До сих пор ведутся дискуссии о связи миомы и бесплодия. При этом точно известно, что чем ближе к полости матки расположен миоматозный узел, тем большее влияние это оказывает на женскую фертильность.

Таким образом, если стоит вопрос о проведении хирургического вмешательства, необходимо оценить локализацию узлов, если это субмукозный или трансумуральный узлы, то это является показанием к лапароскопии.

При обнаружении трубного фактора бесплодия, выполняются следующие оперативные вмешательства:

• Сальпингоовариолизис - рассечение спаек в области придатков матки и восстановление анатомически правильного расположения маточных труб и яичников.
  • Сальпингостомия - создание нового фибриального отдела маточных труб при наличии гидросальпинксов или окклюзии дистальных отделов, восстановление проходимости обтурированной маточной трубы.
  • Электрокаутеризация и дриллинг яичников при СПКЯ (синдром поликистозных яичников) - хирургическое стимулирование овуляции, суть которого заключается в электродеструкции поликистозной андрогенпродуцирующей ткани яичников с помощью лапароскопии.

Гистероскопия при бесплодии

Гистероскопия - инвазивная процедура, которая выполняется с помощью гистероскопа - трубки небольших размеров, содержащей источник света, которая вводится через шейку матки в полость матки для визуализации слизистой оболочки матки и устьев маточных труб. Гистероскопия является самым частым хирургическим вмешательством. Выполняется в малых операционных или даже в кабинете врача, в условиях дневного стационара с пребыванием от 3-х до 6-ти часов. Проводится под внутренней анестезией, длительность процедуры обычно занимает 15-40 минут. Условием для правильного проведение гистероскопии является оснащённость УЗ-аппаратом, и специалистами, которые владеют как хирургическими, так и диагностическими навыками.

Диагностическая или лечебная гистероскопия обычно проводится у женщин со следующими состояниями, которые могут влиять на фертильность женщины:

1. Аномалии развития матки, в т.ч. перегородка матки
  2. Полипы, субмукозные миоматозные узлы, синехии полости матки
  3. Любые аномальные маточные кровотечения, в т.ч. при раке эндометрия
  4. Бесплодие
  5. Биопсия эндометрия при хроническомэндометрите, который диагностируется у 15% пациенток с бесплодием

Гистероскопию можно сочетать с проверкой проходимости маточных труб, что также очень удобно как для врача, так и для пациента.

Непроходимость маточных труб

Непроходимость маточных труб - состояние, которое приводит к бесплодию и возникает в результате воспалительных заболеваний органов малого таза, спаечного процесса в малом тазу (в результате хирургического вмешательства или абдоминальной инфекции), эндометриоза.

Непосредственно для оценки и проверки проходимости маточных труб обычно используют такие методы как: гистеросальпингография и эхогистеросальпингография.

Гистеросальпингограмма (ГСГ) проводится для оценки структурных нарушений матки и маточных труб. Данный метод включает в себя введение небольшого катетера через шейку в полость матки. Далее вводится контрастное вещество через катетер, заполняет матку и маточные трубы. Контрастное вещество можно увидеть на рентгеновском снимке, на котором так же будет видна матка неправильной формы или непроходимые маточные трубы. Лучше всего проводить тест сразу после менструации, до 14 дня цикла.

Эхогистеросальпингография проводится для оценки проходимости маточных труб с помощью УЗИ. Устанавливается специальный катетер, через который в полость матки вводится стерильный физиологический раствор. С помощью УЗ-датчика врач проводить визуализацию проходимости раствора через маточные трубы и фиксирует результат на снимках. Может быть использован совместно с офисной гистероскопией.