Операции при эндометриозе

Хирургия является золотым стандартом диагностики эндометриоза и является основным компонентом комбинированной терапии. Обычно хирургическое лечение показано пациентам при хронической тазовой боли, бесплодии, эндометриоидных кистах яичников, неэффективности проводимой консервативной терапии, увеличении размеров образования за период наблюдения. Операция необходима при кистах яичников, поскольку любое непонятное образование в области яичника должно быть удалено и никогда нельзя быть уверенным до операции, что образование не является раком яичников. Следующей причиной операции являются проблемы, связанные с ненаступлением беременностью, или так называемом эндометриоз-ассоциированном бесплодием. Это когда имеются боли и не наступает беременность, или происходят выкидыши, то есть при сочетании симптомов.

Целью операции при эндометриозе является максимальное удаление эндометриоидных имплантов при максимальном сохранении функции органов. Более 80 процентов женщин, перенесших операцию, отмечают снижение интенсивности или полное отсутствие боли в течение нескольких месяцев после операции. Тем не менее, есть большая вероятность рецидива болей и самого эндометриоза, если не проводится дополнительная медикаментозная терапия. Итак, надо помнить, что природа эндометриоза остается непонятной, и по этой причине сама операция не может быть эффективной, и дополнительное медикаментозное лечение является современным подходом, а ваш врач при таком подходе лечит вас наиболее эффективным способом.

Лапароскопия является одним из способов проведения операции при эндометриозе. Во время лапароскопии врач делает несколько небольших надрезов, чтобы поместить инструменты внутрь брюшной полости. Один из этих инструментов имеет осветительную систему и камеру, которая позволяет врачу видеть органы на экране.

Лечение эндометриомы яичников – только хирургическое. Исключение составляют рецидивирующие формы при малых размерах до 3см. Конечно, медикаменты не могут заставить эндометриому исчезнуть- это миф. Обычно рекомендуется операция по удалению эндометриомы, поскольку операция может подтвердить диагноз, предотвратить осложнения (такие как разрыв эндометриомы) и тазовые боли. Удаление любых эндометриом малых размеров, в том числе ранее оперированные и точно известные по характеристике- не рекомендуется, поскольку их связь с бесплодием неясна, и операция на яичнике со временем уменьшит его способность производить яйцеклетки, то есть таким способом можно навредить, уменьшая так называемый овариальный резерва. Тем не менее, небольшие эндометриомы могут увеличиваться со временем и приводить к появлению симптомов, после чего они могут быть удалены. Но если к этому времени женщина сможет забеременеть и родить, даже с помощью ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) - это самый верный подход. В ином случае, стремясь удалить весь эндометриоз, уничтожаются ткани эндометриоза и у такой пациентки происходит истощение овариального запаса и такая пациентка уже не сможет родить собственного ребенка. Такой пациентке остается только воспользоваться программами с использованием донорских яйцеклеток для реализации репродуктивных планов. Поэтому грамотный подход к хирургии эндометриоза- далеко не самый простой вопрос и лучше обращаться в так называемые центры эндометриоза, где имеется наибольший опыт лечения такой категории пациенток.

Удаление матки или яичников- крайняя мера, применяется редко, но такой метод существует, к примеру, при аденомиозе, если: пробовали другие методы лечения, но у вас по-прежнему сохраняются серьезные симптомы, если нет репродуктивных планов, вы нуждаетесь в постоянном лечении и имеются серьезные противопоказания к гормональной терапии. Операция по удалению матки называется гистерэктомией. Операция по удалению яичников и маточных труб называется сальпингоофорэктомией. Редкая ситуация, когда приходится удалять яичники для лечения эндометриоза, объем операции будет зависеть от возраста и репродуктивных планов.

Чаще всего используется лапароскопический доступ в хирургии эндометриоза. Операцию можно выполнять и робот-ассистированным доступом- на системах с красивым и многообещающим названием Да Винчи. Смысл таких операций заключается в использовании миниинвазивного доступа, похожего на лапароскопический, используются подобные троакары , однако, хирург находится отдельно, в стерильном обмундировании не нуждается, то есть операция проводится на некотором расстоянии от пациента. Удобство для хирурга заключается еще в использовании трехмерного изображения, позволяющем прецизионно проводить сложные процедуры в узких пространствах, к которым относится малый таз, что является главным преимуществом такого подхода.

В связи с частым сочетанием эндометриоза любой локализации, особенно, аденомиоза с внутриматочной патологией, проводится гистероскопия для оценки эндометрия, особенно у пациенток с бесплодием. Поэтому часто лапароскопия при эндометриозе сочетается с гистероскопией и проверкой проходимости маточных труб.

Во время лапарсокопии используются различные специальные приспособления, например, для временной фиксации яичников, сальника, кишечника, для улучшения обзора оперируемой зоны.

В связи с тем, что спаечный процесс при эндометриозе почти всегда сопутствующие истории, то восстановление тазовой анатомии является ключевым перед удалением самого очага эндометриоза, а также использование противоспаечных барьеров становится обоснованным для профилактики послеоперационных спаек и источника дополнительных болей, уже связанным с формированием адгезивного процесса