Рак яичников. Информация для пациентов

Что такое рак?

Рак – собирательный термин, охватывающий широкую группу злокачественных заболеваний, которые могут поражать любые органы и системы организма человека. Характерной особенностью рака является быстрое размножение аномальных клеток, разрастающихся за пределы органа и способных проникать в окружающие ткани, а также мигрировать в другие органы, то есть метастазировать.

Что такое рак яичников?

Матка

Яичники – органы внутренней секреции, которые принимают участие в работе репродуктивной системы женщины. Основной функцией данного органа является выработка половых гормонов, которые регулируют менструальный цикл и поддерживают беременность.

Среди злокачественных опухолей женских половых органов рак яичников занимает третье место после рака эндометрия и рака шейки матки и остается актуальной медико-социальной проблемой в мире, поскольку не относится к опухолям наружной локализации и достаточно сложен для ранней диагностики. Любые программы скрининга для рака яичников показали свою низкую эффективность в плане снижения смертности от этого заболевания.

Какие типы рака яичников бывают?

К самым часто встречающимся типам рака яичников относятся злокачественные эпителиальные опухоли, на долю которых приходится более 80% всех случаев этого заболевания.

Среди всех эпителиальных раков яичников преимущественно выявляют серозную и эндометриоидную аденокарциному высокого потенциала злокачественности (в результатах гистологических ответов формулируют, как High-grade carcinoma).

Другие гистологические типы эпителиального рака яичников выявляются реже, к ним относятся серозные, эндометриоидные раки низкого потенциала злокачественности (Low grade), муцинозные, светлоклеточные типы, а также карциносаркомы (частота выявления составляет около 10%)

Ещё реже диагностируются неэпителиальные злокачественные опухоли яичников.

Какие стадии бывают у рака яичников?

Для рака яичников выделяют 4 стадии:

I стадия:

• IA стадия предполагает поражение только одного яичника, без признаков выхода опухоли за пределы капсулы, а также отсутствие опухолевых клеток в асците или смывах из брюшной полости;
  • IB стадия устанавливается в случае поражения обоих яичников, но тоже не имеет опухолевых клеток в асците или смывах из брюшной полости;
  • IC стадия обусловлена поражением яичников, а также наличием следующих факторов:
  • IC1 – разрыв капсулы опухоли во время операции
  • IC2 – самопроизвольная перфорация опухоли до операции
  • IC3 – наличие опухолевых клеток в асците или обнаружение их в смывах из брюшной полости.

II стадия:

• IIA стадия устанавливается в случае опухолевого поражения матки или маточных труб;
  • IIB стадия обусловлена непосредственно распространением опухоли или метастазами в пределах малого таза с поражением брюшины, покрывающей мочевой пузырь, прямую кишку, а также брюшину подвздошных областей.

III стадия:

III стадия заболевания устанавливается в случае распространения опухоли за пределы органов малого таза

• IIIA стадия – опухоль имеет только микроскопические метастазы в пределах брюшной полости, наличие которых можно установит лишь при гистологическом исследовании;
  • IIIB стадия – опухоль имеет метастазы в пределах брюшной полости до 2см в диаметре;
  • IIIC стадия – измеримые метастазы опухоли более 2см и/или метастазы в забрюшинных лимфатических таза и парааортальной области.

IV стадия:

• IVA стадия – опухоль с метастазами в плевру, что приводит к формированию метастатического плеврита, т.е. скопления патологической жидкости в плевральной полости;
  • IVB стадия – опухоль с метастазами в отделённые органы (печень, селезёнка, лёгкие, головной мозг) или л/у за пределами брюшной полости.

Какие существуют факторы риска развития рака яичников?

К этим факторам можно отнести:

• Возраст старше 55 лет;
  • Позднее начало менструаций или ранняя менопауза;
  • Отсутствие беременностей и родов;
  • Бесплодие
  • В большинстве случаев рак яичников возникает спонтанно, поэтому его называют «спорадическим» (риск развития в популяции 2%), эта группа составляет 85% впервые выявленных злокачественных опухолей яичников. Однако около 15 из 100 случаев рака яичников связаны с мутациями в генах, которые передаются от родителя ребенку – это называется наследственным раком яичников. Наиболее известным наследственным синдромом является «синдром наследственного рака молочной железы и яичников». На его долю приходится не менее 5% случаев рака молочной железы и 15% случаев рака яичников.

• Риск развития рака яичников от 10%-70% при мутации BRCA1-2;

В каком возрасте чаще встречается рак яичников?

Рак яичников может возникнуть в любом возрасте, но риск увеличивается с возрастом. Большинство случаев возникает после менопаузы у женщин в возрасте от 55 до 64 лет. Рак яичников гораздо реже встречается у женщин в пременопаузе.

Какие симптомы характерны для рака яичников?

Симптомы рака яичников неспецифические, то есть они могут быть вызваны достаточно широким спектром состояний и заболеваний. К этим симптомам чаще всего относят:

• чувство вздутия живота и дискомфорт, особенно после приёма пищи, ощущение быстрого насыщения, появление тошноты и/или рвоты после приёма пищи;
  • изжога;
  • появление болей различного характера во всех отделах живота, иногда даже требующие приёма анальгетиков;
  • учащённое мочеиспускание;
  • боли, возникающие во время полового акта;
  • увеличение живота в размерах;
  • одышка при минимальной нагрузке.

Если у вас есть какие-либо из этих симптомов, особенно если они наблюдаются более 12 дней в месяц, следует обратиться к врачу.

Существует ли скрининг на рак яичников?

Скринингом считается комплекс обследований бессимптомных индивидов. Целью скрининга является профилактика, раннее выявление заболеваний, лечение рака на начальных стадиях, что приводит к излечиваемости и улучшению показателей смертности от заболевания, на которое скрининг проводится.

В результате крупного клинического исследования, направленного на изучение и применение программ скрининга для рака яичников, было доказано, что профилактические мероприятия не привели к снижению смертности даже у тех пациенток, которым диагноз рака яичников был поставлен на ранней стадии.

Таким образом- СКРИНИНГА НА РАК ЯИЧНИКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!

Как устанавливается диагноз рака яичников?

Принципы диагностики рака яичников включают:

• Проведение первичной консультации с гинекологическим осмотром;
  • Забор материала для микроскопического и цитологического исследования (ПАП-тест с котестированием на ВПЧ)- рутинное обследование, проводимое всем женщинам независимо от статуса болезни по принятой программе скрининга;
  • Проведение бимануального исследования органов малого таза;
  • Проведение узи органов малого таза (в рамках первичной консультации);
  • Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, рентгенография органов грудной клетки, ПЭТ-КТ;
  • Гастроскопия и колоноскопия;
  • Лабораторные исследования, включающие общий анализ крови, мочи, коагулограмму, биохимические показатели, исследование уровня опухолевых маркёров эпителиального рака яичников СА-125 (+He-4), СА19-9, СА 72-4, РЭА, с целью дифференциальной диагностики с неэпителиальными опухолями – ингибин в, лдг, альфа-фетопротеин, в-хгч.

Наиболее изученным и широко используемым в диагностике и динамическом наблюдении больных раком яичника является опухоль-ассоциированный антиген СА125. Он вырабатывается клетками серозных злокачественных опухолей яичников. Повышение уровня СА125 более 35 ЕД/мл определяется практически у 80% больных раком яичников.

• Диагностическая лапароскопия является одним из методов оценки распространённости опухоли в пределах брюшной полости, позволяет объективно оценить расположение, размеры и количество очагов канцероматоза. По итогам лапароскопии может быть принято решением о выполнении на первом этапе радикального оперативного лечения или жепроведении биопсии, в случае отказа от первичной циторедукции в виду тотального канцероматоза с целью назначения системного химиотерапевтического лечения.
  • Всем пациентам с впервые выявленным раком яичников показано проведение генетического тестирования для исключения или подтверждения наличия мутаций в генах BRCA1-2.

Как лечится рак яичников? Какие виды лечения используют?

Подход к лечению рака яичников комбинированный, т.е. предполагает проведение хирургического лечения и лекарственной терапии.

Объём оперативного вмешательства определяется индивидуально в зависимости от стадии заболевания, гистологического типа опухли, а также необходимости сохранения репродуктивной функции, который, правда, случается крайне редко при начальных стадиях заболевания, что является редким везением.

Химиотерапия при раке яичников может быть использована до операции (неоадъювантная), после операции (адъювантная), лечебная (по поводу рецидива заболевания).

• При раке яичников рекомендуется химиотерапия на основе препаратов, содержащих платину. Это карбоплатин или цисплатин. Они комбинируются с другим типом химиотерапевтических препаратов.
  • Схемы лечебной химиотерапии подбираются индивидуально.
  • В настоящее время в сочетании с химиотерапией используют таргетную терапию. Таргетные препараты воздействуют на определенную цель (target-мишень). При лечении рака яичников используется таргетный препарат под названием бевацизумаб. Бевацизумаб подавляет неоангиогенез. Ангиогенез – это рост новых кровеносных сосудов в опухоли.
  • Еще одним таргетным препаратом, который действует иначе, чем бевацизумаб, является олапариб. Он блокирует восстановление ДНК в клетках опухоли. Препарат применяют для поддерживающей терапии у пациенток с рецидивирующим, серозным раком яичников высокой степени злокачественности и положительным результатом теста на мутацию BRCA1 или BRCA 2.
  • Иммунотерапия препаратом пембролизумаб при наличии микросателитной нестабильности опухоли.

Какой режим наблюдения рекомендуется после окончания лечения рака яичников?

Динамическое наблюдение за пациентами, прошедшими лечение по поводу рака яичников, 1 раз в 3 мес. в течение первых 2 лет, 1 раз в 4 мес. — в течение 3-го года, далее — каждые 6 мес. И предполагает оценку лабораторных показателей крови, исследование уровня онкомаркёра эпителиального рака яичников СА-125, выполнения инструментальных методов исследования (узи, по показаниям компьютерная томография, мрт, пэт).