Рак эндометрия. Диагностика и лечение.

Рак эндометрия

Рак эндометрия развивается из слизистой оболочки матки, встречается значительно чаще и чаще может быть выявлен на ранних стадиях.

К факторам риска развития рака эндометрия относятся:

• повышенный уровень эстрогенов (гиперэстрогения)
  • лечение тамоксифеном (гормональным препаратом, который чаще всего используется в лечении рака молочной железы)
  • отсутствие родов в анамнезе
  • ранее начало менструаций
  • позднее наступление менопаузы
  • семейная история наследственного колоректального рака и рака эндометрия (синдром Линча)
  • возраст старше 35 лет
  • ожирение

Выявление

Для выявления рака эндометрия не существует скрининговых тестов.

Самым частым симптомом заболевания являются аномальные маточные кровотечения (обильные менструации, межменструальные кровотечения) в репродуктивном возрасте или перименопаузе, а также кровотечения в постменопаузе.

Рак эндометрия можно заподозрить при ультразвуковом исследовании. При подозрении на рак эндометрия выполняется биопсия эндометрия или гистероскопия с раздельным диагностическим выскабливанием. Ткань эндометрия исследует специалист – патоморфолог, и он устанавливает диагноз.

Сложнее дело обстоит с саркомой. Основным клиническим проявлением этого типа опухоли является быстрый рост размеров матки, который часто принимают за быстрорастущую миому матки. Точный диагноз можно поставить только после удаления матки (гистерэктомии).

Диагностика

Для диагностики злокачественных новообразований тела матки, помимо рутинного гинекологического исследования, используют визуализационные методы, которые включают: УЗИ органов малого таза, компьютерную томографию (КТ) органов грудной и брюшной полостей, магнитно-резонансное исследование малого таза (МРТ). Иногда компьютерную томография совмещают с другим методом лучевой диагностики, который называется позитронно – эмиссионная томография (ПЭТ-КТ). Она выявляет очаги опухоли в теле пациента, которые накапливают радиофармпрепарат, вводимый пациентке до начала исследования.

Определение онкомаркера СА-125 в сыворотке крови помогает определить распространение заболевания за пределы матки и оценить эффективность лечения. Однако, только некоторые виды рака эндометрия приводят к повышению маркера СА-125, поэтому этот анализ может иметь диагностическую ценность только у некоторых пациенток и не используется рутинно для диагностики злокачественных новообразований тела матки.

По результатам исследования устанавливают клиническую стадию заболевания, которая зависит от размера опухоли, поражения лимфатических узлов, наличия метастазов – опухолевых очагов в других органах. Пациенты с заболеванием, выявленных на более ранних стадиях, часто имеют лучший прогноз, но не всегда. Успех лечения также зависит от гистологического типа опухоли.

Опухоль, удаленная во время операции, исследуется на опухолевые маркеры, генетические мутации и рецепторы к эстрогенам для планирования дальнейшего лечения.

Лечение

После установления клинической стадии заболевания онкологический консилиум в составе лечащего врача, онколога, химиотерапевта и лучевого терапевта составляет индивидуальный план лечения пациентки.

Хирургический является основным методом лечения злокачественных новообразований тела матки. Объем операции включает удаление матки, маточных труб и яичников с обеих сторон (гистерэктомию и билатеральнуюаднексэктомию). Во время операции хирург проводит процедуру хирургического стадирования: берет перитонеальные смывы, удаляет регионарные лимфатические узлы и выполняет биопсию брюшины. Информация, полученная по результатам хирургического стадирования, помогает врачу решить, нуждается ли пациентка в других методах лечения после операции.

Высокоэнергетическая лучевая терапия также используется для лечения злокачественных новообразований тела матки. Возможно использование наружной, внутренней (брахитерапия) и интраоперационной радиотерапии.

Химиотерапия - это применение лекарственных препаратов, которые убивают опухолевые клетки в организме. Лечение проводится циклами, после которых следует перерыв. Он позволяет организму восстановиться перед следующим циклом лечения. Режим и выбор препаратов зависит от гистологического типа и других характеристик опухоли. Обычно используют комбинацию их двух или трех лекарственных препаратов.

Гормоны (эстрогены и прогестерон) могут поддерживать рост опухоли, поэтому используют препараты для снижения уровня этих гормонов в крови. Для гормонотерапии используют: прогестины, тамоксифен, ингибиторы ароматазы, агонисты гонадотропин-рилизинг гормонов, фульвестран.

Таргетная терапия может быть использована для лечения некоторых пациентов с распространенными формами рака эндометрия или рецидивом заболевания. Так же, как и химиотерапия, она проводится в виде внутривенной инфузии. Препараты, которые используются для таргетной терапии рака эндометрия - бевацизумаб и трастузумаб.

Иммунотерапия используется для лечения рецидивов эндометриального рака и показан пациентам с выявленным специфическим опухолевым маркером MSI – Н/dMMR. Препарат, используемый для иммунотерапии называется пембролизумаб.

Если у вас возникают сомнения в правильности диагноза или выбора метода лечения, задавайте вопросы лечащему врачу. Его задача помочь вам, ответить на интересующие вас вопросы и разрешить все ваши сомнения.

Не стесняйтесь обратиться за вторым мнением. Вы также можете записаться по телефону Ильинской больницы +7 (495) 645-33-77 по любым вопросам.