Эндометриоз и бесплодие

Приблизительно в 50% случаев эндометриоз ассоциирован с бесплодием. Почему? Это может произойти, потому что эндометриоз может вызвать спаечный процесс, с вовлечением маточных труб и яичников, кишечника и других окружающих структур, что может привести к снижению функции яичников (разрушая яичниковую ткань и снижая овариальный резерв) и\или фаллопиевых труб. Даже у пациенток с эндометриозом без спаечного процесса могут быть проблемы с наступлением беременности. Тут много факторов, связанных с перитонеальной жидкостью, с развитием асептического воспаления, развивающегося в результате заброса менструальной крови в брюшную полость и т.д. Считается, что в этой воспалительной жидкости половые клетки и эмбрионы не выживают. Кроме того, известно , что потери беременности (выкидыши) также ассоциированы с бесплодием. На самом деле непонятно, почему это происходит, мнения ученых противоречивы, но вполне вероятно, что качество эндометрия имеет отношение к этой проблеме. Ведь известно, что от 50 до 70% параллельно с эндометриозом выявляется внутриматочная патология в виде полипов или гиперплазии эндометрия и т.д.

Известно, что симптомы эндометриоза часто улучшаются после беременности. И не зря иногда говорят, что беременность и лактация- лучшее лечение эндометриоза. Давайте задумаемся: у наших прабабушек в силу большого количества родов и длительного периода лактации за всю жизнь имели около 40-60 менструаций, а у нашего поколения – более 400-600… Может быть, причина в столь частых менструациях и постоянной атаке брюшины ежемесячным забросом менструальной крови и местный иммунитет не справляется с «очищением» брюшины? Если предположить, что это так, то любые препараты, направленные на подавление функции яичников, имитирующих беременность, должны работать эффективно? На практике получается действительно, что большинство препаратов, разрешенные для применения эндометриоза, так и работают.