Истмоцеле на матке

Незаслуженно мало внимания современные гинекологи уделяют такой важной проблеме женщин в репродуктивном периоде, как формирование истмоцеле на матке в зоне рубца после кесарева сечения. Другое название данной патологии – ниша, дефект рубца, маточный дивертикул.

Впервые эту патологию описал Моррис в 1995г.

Частота операции кесарева сечения увеличивается во всем мире, несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения о максимальном уровне в 15%. Тем не менее, в некоторых странах этот показатель достигает 50%.

Выбор метода родоразрешения является сложной темой, основанной на физическом и психологическом здоровье, социальном и культурном контексте и качестве охраны материнства.

Но с увеличением числа кесаревых сечений была появилась и новое гинекологическая патология - истмоцеле.

Истмоцеле 1

Истмоцеле матки представляет собой дефект в области рубца после кесарева сечения на матке, который функционирует как резервуар для сбора крови во время менструации. Распространенность истмоцеле колеблется от 19% до 84%

Чаще всего женщину беспокоят:

• постменструальные кровотечения (30%), которые могут отражать периодическое выделение менструальной крови, оставшейся в дефекте после завершения менструации. Плохая сократимость миометрия в области места рубца на матке также может способствовать появлению постменструальных кровянистых выделений
  • истмоцеле может быть также причиной бесплодия и тазовой боли. Постоянное скопление менструальной крови в области ниши приводит к вторичному инфицированию в полости матки, развитию хронического эндометрита и, как в следствие того, к различных репродуктивным проблемам.

В области «ниши» (истмоцеле) после кесарева сечения может развиваться и эктопическая беременность, которая является жизнеугрожающим состоянием для женщины с летальностью до 2,5%.

Диагноз «ниши» в области рубца после КС может быть поставлен с помощью трансвагинального УЗИ и/или магнитно-резонансной томографии, а также с помощью гистероскопии или гистеросальпингографии.

Истомоцеле часто хорошо индентифицируется на фоне небольшого количества жидкости в полости матки, которую при  необходимости можно ввести через тонкий катетер для ультрасонографии прямо в смотровом кабинете

Истмоцеле 2

Тактика лечения зависит от основных жалоб и репродуктивных планов женщины.

Медикаментозное лечение проводиться с целью контроля симптомов с помощью пероральных комбинированных контрацептивов для купирования аномальных маточных кровотечений на фоне истмоцеле.

Хирургическая коррекция ниши проводиться также с целью лечения основных симптомов и с целью восстановления фертильности .

По множествам исследованиям последних лет коррекция истмоцеле, помогает преодолеть вторичное бесплодие у пациентов, у которых не было выявлено других причин.

Хирургический способ лечения может включать в себя:

• гистероскопия с коррекцией ниши из полости матки
  • лапароскопия, метропластика абдоминальным путем в сочетании с гистероскопией (используется если толщина стенки миометрия < 3 мм, а также в случае вторичного бесплодия)

Этот способ хирургического лечения особенно важно для пациенток, заинтересованных в беременности.

После хирургической коррекции истмоцеле рекомендован 6-месячный период реабилитации до планирования беременности.

Клинический случай.

В начале текущего года в Ильинскую больницу обратилась пациентка Н, 31 года. С жалобами на нарушение менструального цикла в виде длительных (до 12 дней) скудных менструаций и отсутствия наступления беременности в течение 5 лет при регулярной половой жизни без контрацепции. В анамнезе кесарево сечение в 2015 году по экстренным показаниям.

При тщательном обследовании пациентки по данным УЗИ органов малого таза выявлен дефект в области рубца на матке после кесарева сечения, воронкообразное втяжение и истончение миометрия до 2 мм.

В плановом порядке пациентке проведено оперативное лечение в обьеме – лапароскопия, иссечение рубца на матке с формированием стенки матки под контролем гистероскопии, с одномоментным контролем проходимости маточных труб и исключения наружного генитального эндометриоза, как дополнительных факторов бесплодия.

Послеоперационный период протекал без осложнений. На 2 стуки пациентка выписана домой.

В настоящее время по данным УЗИ дефект в области послеоперационного рубца отсутствует. Стенка миометрия – 10 мм. Пациентка планирует беременность.