Медикаментозное лечение миомы матки

Миому матки принято считать гормонзависимой опухолью миометрия. Чаще миома возникает в репродуктивном возрасте, когда отмечается высокая гормональная активность яичников, и регрессирует после наступления менопаузы, когда быстро снижается уровень половых гормонов.

Одна из важных концепций в лечении лейомиомы заключается в том, что хирургическое вмешательство не показано женщинам, у которых заболевание протекает бессимптомно. Раньше полагали, что хирургическое вмешательство нужно для предотвращения появления симптомов и во избежание более сложных хирургических вмешательств в будущем. Также бытовало мнение, что быстрое увеличение размеров миомы – потенциальный признак злокачественной опухоли. Однако изолированное наличие этого признака теперь не считают прогностическим симптомом развития саркомы.

Существует несколько нехирургических методов лечения миомы матки: гормональное - (контрацептивы - пероральные или внутриматочные устройства, прогестины, даназол, ингибиторы ароматазы, аналоги гонадотропин-рилизинг-гормона (аГнРГ), аналоги мифепристона) и, негормональное - для кратковременного облегчения симптомов – нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) или антифибринолитики.

Фармакологические возможности лечения миомы матки базируются на том факте, что в опухолевой ткани преобладают рецепторы эстрогенов и прогестерона в сравнении с их содержанием в нормальном миометрии, и, следовательно, на рост миомы стимулирующее воздействие оказывают половые стероиды.

Медикаментозная терапия на сегодняшний день не имеет широкого распространения и применяется в качестве симптоматической терапии миом небольших размеров или предоперационной подготовки.

До сих пор в качестве средства предоперационной терапии миомы матки применялись агонисты гонадотропин-рилизинг гормона (аГнРГ), но возможности их применения были относительно ограничены из-за побочных эффектов, вызванных снижением уровня эстрогенов до менопаузальных значений (приливы, депрессия, перепады настроения, утрата либидо, вагиниты и снижение плотности костной ткани. В последние годы их альтернативой стали селективные модуляторы рецепторов прогестерона (СМРП), например улипристала ацетат . Клинические данные показывают, что лечение этими препаратами не сопровождается гипоэстрогенией и потерей плотности костной ткани. Прием этого препарата 1 раз в день в течение 12 недель (в сравнении с инъекциями аГнРГ) способствовал остановке маточного кровотечения, коррекции анемии и уменьшению объема миомы. Улипристал улучшает качество жизни и не оказывает менопаузальных побочных эффектов в отличие от аГнРГ. Улипристал оказывает прямое действие на эндометрий, быстро прекращает маточные кровотечения и вызывает аменорею. Данные о терапии продолжительностью более 3 месяцев накапливаются.

Учитывая тот факт, что применение СМРП у женщин с нереализованной репродуктивной функцией приводит к значительному уменьшению размеров миомы, минимизируя объем проводимого оперативного лечения, снижая возможные интраоперационные риски, и в некоторых случаях, приводя к значительному уменьшению объема матки и узлов, возможно остановить развитие заболевания, что приведет к регрессу симптомов и сохранению репродуктивной функции. Применение СМРП может явиться предпосылкой для дальнейшего консервативного терапевтического воздействия в репродуктивном периоде.

С целью предоперационной гормональной подготовки у женщин позднего репродуктивного периода, с реализованной репродуктивной функцией, для улучшения исходов хирургического лечения показано применение как СМРП, так и аГнРГ;

С целью предоперационной гормональной подготовки у женщин с нереализованной репродуктивной функцией рекомендовать применение СМРП улипристала ацетата.

Большинство медицинских методов лечения (миома матки лечение ) используют лекарство для уменьшения сильного менструального кровотечения, которое часто встречается у женщин с миомой. Некоторые из применяемых лекарств также уменьшают размер узла, а некоторые направлены на уменьшение боли или коррекцию анемии. Кроме того, такие препараты мы используем обычно перед хирургическим лечением для облегчения техники операции и коррекции анемии. Кроме того, применение препаратов железа, особенно однократное введение жидкой формы, является эффективным вариантом временного лечения анемии перед операцией. Лекарственное лечение миомы матки или консервативная терапия преследует цель уменьшить симптомы и размер узлов.

Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), такие как ибупрофен, могут помочь уменьшить менструальные спазмы и уменьшить менструальную кровопотерю у некоторых женщин. НПВП недорогие, имеют мало побочных эффектов, уменьшают боль, и обычно доктор рекомендует их принимать только во время менструации. Но надо помнить, что основной механизм противовоспалительных препаратов не в уменьшении кровотечения, а в обезболивании. Обычно такие препараты продаются без рецепта, но все же рекомендую такой препарат принимать по рекомендации вашего врача.

Прием гормональных контрацептивов также практикуется при миоме матки. Обычно контрацептивы представлены в виде таблеток, кожного пластыря, вагинального кольца, инъекций, гормонального внутриматочного устройства и подкожного импланта. Такие гормоны уменьшают обильные месячные при миоме матки, а также снизить судороги и боль во время менструации, и поэтому могут вторично лечить анемию. Обычно в течение 3х месяцев наступает клинический эффект в виде улучшения исходных симптомов. Прием комбинированных оральных контрацептивов стандартно включают применение таблеток в течение 21 дня с 7дневным перерывом, в течение которого наступает менструально-подобное кровотечение. Но в некоторых случаях по решению врача в зависимости от ситуации врач может назначить контрацептивные препараты в непрерывном режиме без 7-дневного перерыва.

Гормональное внутриматочное устройство вводится в матку, из устройства высвобождается действующее вещество непосредственно в полость матки в медленном темпе, препарат относится к группе прогестинов и обладает прогестероноподобным действием. Внутриматочный контрацептив не содержит эстрогена. Обычно используется ВМК (или ВМС) под торговым названием Мирена, которое высвобождает левоноргестрел, и хорошо зарекомендовал в лечении обильных маточных кровотечений, параллельно обладая контрацептивным действием со сроком действия 5 лет. Обычно вводится без технических сложностей во время обычного приема гинеколога, с предварительным исследованием вагинального мазка на флору.

Имплант подкожный также медленно высвобождает прогестин в кровоток, обладает также контрацептивным действием и уменьшает менструальные кровотечения. Чаще всего применяется в США (например, nexplanon). Побочным эффектом являются ациклические кровотечения в небольшом количестве.

Депо медроксипрогестерона ацетат (МПА) для инъекций – это форма прогестероноподобного гормона длительного действия. Инъекция делается раз в три месяца. Это лечение также предотвращает беременность и может уменьшить обильные менструальные кровотечения. Наиболее распространенным побочным эффектом медроксипрогестерон- ацетата являются кровянистые выделения, особенно в течение первых нескольких месяцев. У многих женщин полностью прекращаются менструации после применения этого лечения в течение одного года.

Антифибринолитические препараты- гемостатики не содержат гормонов, лекарство быстро замедляет кровотечение ( в течение двух-трех часов). Эти препараты помогают свертыванию крови. Антифибринолитические препараты не влияют на размер миомы. Транексамовая кислота используется во всем мире довольно успешно для лечения обильных кровотечений и вообще, для остановки любого кровотечения. Преимущества антифибринолитических препаратов перед другими видами медицинского лечения заключаются в том, что это негормональное эффективное, с быстрым наступлением действия, кровоостанавливающее средство.

Специальные вагинальные свечи при миоме матки не применяют, но перед операцией возможно их применение для санации.

Таким образом, здесь перечислены группы препаратов (миома матки симптомы и лечение), которые применяются как нехирургические для консервативного лечения миомы матки, вернее, для купирования ее симптомов.