Эндометриоз матки или аденомиоз

Аденомиоз- это эндометриоз матки, при котором поражается эндометрий-подобной тканью мышечный слой матки или миометрий. За счет такого прорастания матка увеличивается в размере, и приводит к обильным болезненным менструациям. Обычно стенки матки становятся ассиметричными, с преобладающим поражением передней или задней стенки. Граница базального слоя эндометрия нарушается, например, во время абортов, патологических родах, многочисленных внутриматочных вмешательствах и эндометрий начинает прорастать в мышцу матки. Следовательно, матка, увеличиваясь, проявляется симптомами кровотечения, болей как во время менструаций, так и до , и после, вызывая анемию. Соответственно, пациентку беспокоит слабость, выпадение волос, быстрая утомляемость, расслоение ногтей и другие симптомы анемии. Кроме того, при нереализованной репродуктивной функции может привести и к бесплодию.

Если имеются хотя бы один из перечисленных признаков, у вас есть повод обратиться к гинекологу с выполнением УЗИ малого таза. Первым и главным методом диагностики эндометриоза является ультразвуковое исследование малого таза. Полное излечение аденомиоза возможно только путем удаления матки, однако, для женщин пременопаузального периода максимально надо стремиться к консервативной терапии с применением широкой линейки гормональных препаратов, в том числе, с использованием внутриматочных систем. И чем раньше начать лечение, тем с большей вероятностью можно избежать оперативного лечения. В некоторых случаях, когда речь идет об узловой форме, или в случаях диффузной формы, но при нереализованной репродуктивной функции проводится хирургическое лечение с максимальным удалением очага эндометриоза, максимально уменьшая объем при максимальном сохранении органа. Хирургия эндометриоза матки или аденомиоза сложна и сопряжена с некоторыми сложностями при задаче восстановления репродуктивной функции. Напомню, что после 35 лет идет естественное снижение репродуктивной функции, поэтому правильное информирование пациента о существующих личных рисках имеет большое значение.

При условии распространения эндометриодных очагов равномерно по всем стенкам, говорят о диффузном аденомиозе. В случае узловой формы аденомиоза проводится дифдиагностика с миомой матки, но в отличие от последней такие узлы не имеют четких границ по УЗИ или МРТ. Кроме того, значимым в диагностике эндометриоза матки является оценка переходной зоны – граница между слизистой матки и мышечным слоем. Вспомогательными визуализационными методами удается обнаружить нарушение соединительной зоны, как бы с разрывами и утолщенными зонами. Другим методом диагностики аденомиоза является гистероскопия, во время которой визуализируются так называемые «ходы эндометриоза», а также измененная слизистая матки по типу «булыжной мостовой» и другие признаки. Таким образом, диагностика аденомиоза непростая и состоит из совокупности клинических и диагностических признаков, при котором симптомы и ультразвуковые критерии играют более важную роль. Гистологическая верификация затруднена, и происходит только после удаления органа, или иссечения узлов при определенных показаниях.

Как лечится аденомиоз? Первое - если не показано хирургическое лечение, но в линейке медикаментозных средств, пожалуй, внутриматочная система с левоноргестрелом стоит на первом месте. Дополнительное применяются обезболивающие и противовоспалительные средства. Из гормональных средств- это аналоги гонадотропин-рилизинг гормонов, гестагены, контрацептивы.

В любом случае- лечение индивидуальное, и лечение аденомиоза должно быть назначено и мониторироваться врачом. Иногда лечение приходится менять в зависимости от эффективности, переносимости, побочных эффектов, целей и т.д. Хирургическое лечение аденомиоза: у молодых пациенток проводится гистероскопия, при этом аблация с целью лечения аномальных маточных кровотечений проводится редко и не имеет преимуществ перед гормональным лечением. При бесплодии, связанной с аденомиозом, могут проводиться иссечения узлов аденомиоза лапароскопическим, и в редких случаях лапаротомным способом. В случае реализованных планов на беременность, а также показаниях к операции проводится радикальное лечение- удаление матки (экстирпация матки). Ампутация матки при аденомиозе не проводится по причине нецелесообразности в связи с невозможностью определения границы эндометриоза между шейкой и телом матки. То есть- такой объем операции не должен проводиться для радикального лечения аденомиоза!

Чаще всего хирургия и гормональная терапия дополняют друг друга и не нужно их противопоставлять. Эмболизация маточных артерий применяется для остановки кровотечения, лечения обильных маточных кровотечений в случае серьезных противопоказаний к хирургическому лечению и в клинической практике применяется редко ( в связи с отсутствием гистологического подтверждения).

Также нужно знать о возможности витрификации (заморозки биологического материала) яйцеклеток, эмбрионов по разным причинам- либо вы не планируете беременность до 35лет, либо есть противопоказания в данное время, либо перед оперативным вмешательством. Во всяком случае, пациентки с нереализованной репродуктивной функции должны быть об этом информированы. Программа отсроченного материнства становится актуальной в наше время не только в связи с эндометриозом, но и программах решения проблем с онкологическими заболеваниями, а также в связи с планированием возраста на период получения образования и полноценной готовности к желанной беременности.