Болезненные менструации

Болезненные менструации- визитная карточка эндометриоза. Это НЕ НОРМА. Обычное успокоение своих родственниц, что надо выйти замуж, родить, а потом все пройдет- чревато опасностями в будущем. Конечно, не всякая боль является признаком эндометриоза, однако, именно болезненные менструации с менархе «прокладывают дорогу» к эндометриозу в будущем. Срабатывает механизм- «когда-нибудь количество переходит в качество». Почему это происходит? Мы все помним, что эндометрий отторгается ежемесячно в результате циклических гормональных изменений, которое называется менструацией. Маточные трубы у женщины открыты, и брюшная полость женщины в отличие от мужчин контактирует с внешней средой, и в первую очередь попадает туда частично менструальная кровь. Исследованиями, проведенными учеными путем проведения диагностической лапароскопии в 1990г обнаружено, что в 90% случаев обнаруживается менструальная кровь в брюшной полости. Придерживаясь главной теории эндометриоза Симпсона, регургитированная через маточные трубы кровь с содержанием клеток эндометрия и прикреплением этих клеток к мезотелию брюшины – и есть начало формирования эндометриоидного очага.

Однако, если почти у всех женщин происходит рефлюкс менструальной крови, почему не у всех развивается эндометриоз? Логичный вопрос… На основании известных к данному моменту данных, можно предположить, что «качество эндометрия» является причиной эндометриоза. В норме эндометрий сначала проходит стадию пролиферации в первую фазу менструального цикла, а затем под воздействием прогестерона переходит в секреторную фазу, а затем в виде десквамативного эндометрия отторгается во время менструации. НО- если по какой-то причине эндометрий не прошел все этапы, завершая полноценными секреторными преобразованиями, то такой эндометрий еще обладает пролиферативными свойствами и может иметь потенциал для «выживания». Почему такое может быть? Например, в результате воспаления, при котором в ткань поступают провоспалительные цитокины, могут способствовать выработке фермента ароматазы, который, как известно, отсутствует в эндометрии. Ароматаза- это фермент, переводящий андрогены в эстрогены, и в таких «воспалительных условиях» может возникнуть так называемая локальная гиперэстрогения. В результате такой местной гиперэстрогении эндометрий не способен пройти все секреторные преобразования и сохраняет пролиферативный потенциал, >который как раз и становится «субстратом» для формирования «автономного» очага эндометриоза. Конечно, это очень сложный процесс, но простыми словами это можно объяснить так- в результате длительного контакта брюшины и таких необычных клеток эндометрия с избыточным пролиферативным потенциалом при ежемесячных менструациях происходит инициация , а затем и прогрессирование эндометриоза, с течением времени захватывая все новые и новые территории.

Если все врачи и все женщины будут знать, что болезненные менструации не являются нормой, то можно победить это заболевание, снижающее качество жизни в самый красивый и трудоспособный период молодой женщины!