Эндометриоз

Эндометриоз - это состояние, при котором ткань, похожая на эндометрий, распространяется в другие нехарактерные места. Ведь эндометрий должен находится только в слизистом слое матки. Получается, что по какой-то неизвестной причине эндометрий начинает расти как в сторону мышцы матки, так и вообще вне матки, при попадании через открытые маточные трубы в брюшную полость. Таким образом, слизистая матки или эндометрий, которая локализуется вне положенного места, называется «эндометриоз». Наиболее распространенными местами, где возникает эндометриоз, являются яичники, маточные трубы, кишечник и области малого таза спереди, сзади и по бокам матки.

По статистике, каждая 10я женщина репродуктивного возраста, болеет эндометриозом. Если посчитать, то получается, что более 176млн женщин во всем мире болеют эндометриозом. Внушительная цифра, не правда ли???

Итак , главные симптомы эндометриоза связаны с болями и проблемами с беременностью, а также различными кровотечениями.

Болевой синдром самый разнообразный- от отсутствия таковых до изнуряющих болей вплоть до инвалидизации, иногда тазовые боли сочетаются с бесплодием. В целом, до 75% пациенток имеют тазовые боли, и каждая вторая пациентка с эндометриозом имеет проблемы с наступлением и вынашиванием беременности. Получается, что в самый красивый и полноценный период жизни появляются проблемы, резко снижающие качество жизни женщины.

На сегодня науке неизвестна истинная природа заболевания, и более 11 теорий пытаются объяснить сущность. Однако, ни одна из теорий не подходит для понимания всех проявлений эндометриоза. Доминирующей теорией на сегодняшний день является теория Симпсона (описана 100лет назад), или теория ретроградной менструации. Коротко это выглядит так- эндометрий, который отторгается во время менструации, через открытые маточные трубы попадает в живот. В месте попадания начинает прикрепляться и расти, формируя так называемые очаги эндометриоза… В этом им «помогают» эстрогены (вырабатываются в яичниках и локально в воспалительно-измененной ткани – локальная гиперэсторогения), которые позволяют выжить клеткам эндометрия и прикрепиться, а затем и внедриться в окружающие ткани и начинать свое «автономное существование», вовлекая в патологический процесс все большее количество окружающей ткани (это и будет очаг или имплант эндометриоза). Это и есть теория ретроградной менструации.

Поэтому, раз природа заболевания еще до конца непонятна, то и лечения, направленного на причину- не существует! . Но.. Не все так плохо. Если нельзя воздействовать на причину, то можно управлять проявлениями эндометриоза, что на сегодня медицина довольно-таки успешно и делает. В связи с тем, что проявления эндометриоза разнообразны, индивидуальный подход считается подходящим.

Давайте теперь подробно о симптомах. Повторим еще раз, что эндометриоз имеет три главных симптома эндометриоза- боли, бесплодие, обильные менструации и аномальные маточные кровотечения.

Как уже отмечалось выше, боль- «визитная карточка» эндометриоза. Когда она возникает?

Обычно боли возникают перед или во время менструации, у некоторых женщин болезненные менструации усиливаются со временем. Далее появляются боли, не связанные с менструацией, вплоть до следующей менструации, таким образом, боли становятся постоянными.

Кроме того, боли появляются во время или после половых контактов. Иногда боли бывают при дефекации или мочеиспускании, особенно во время менструации, вплоть до появления крови моче или кале.

Когда боли в нижних отделах живота (все, что ниже пупка) возникают не только время менструаций, и длительность более 6мес- их называют хроническими тазовыми болями. В таком случае не так- то просто отличить эндометриоз от других состояний, проявляющихся болями. Например, это спазм мышц тазового дна, хронические воспалительные заболевания женской половой сферы и синдром раздраженного кишечника. Рассказывая подробно о своих болях, вы поможете своему врачу правильно понять ваше состояние. Будьте внимательны и запоминайте все проявления любых болей. Это важно. И попробуйте оценить боли по 10 балльной шкале, так называемой визуальной аналоговой шкале боли (ВАШ).

Как понять, что у вас эндометриоз

Первая и главная причина подозревать эндометриоз - это боль. Боли могут быть различного характера от тянущих, изнуряющих, тупых до острых и продолжительных. Главный помощник в распознавании эндометриоза – оценка менструального календаря. Сегодня у каждой девочки, девушки, взрослой дамы есть телефон, где, скачивая приложение, можно вносить свои данные.

При правильном заполнении менструального календаря вы поможете доктору вовремя поставить диагноз и вовремя начать необходимую терапию.

Итак, характерные симптомы- боли во время менструации, боли во время секса, боли в течение периода, не связанного с менструацией, нарушения дефекации, нарушения мочеиспускания, ациклические кровяные выделения, обильные менструации. Если есть боли, то легко поставить себе оценку по 10 балльной шкале от 0 до 10 баллов, при котором 0-нет болей, 10 баллов- нестерпимая боль. Это так называемая визуальная аналоговая шкала болей, используемая во всем мире. И если еще есть нарушения цикла в виде обильных менструаций и межменструальных кровяных выделений, то это добавит еще подозрения на эндометриоз, хотя такие изменения цикла женщины являются причиной многих других заболеваний. Кроме того, даже при отсутствии жалоб, нужно хотя бы один раз обращаться к врачу-гинекологу для проведения ПАП-теста с котестированием на ВПЧ, с проведением УЗИ малого таза, обследованием молочных желез. И в совокупности- понимание пациентом своей ответственности перед собой и обществом, а врачом – важности соответствия своей квалификации позволит нам всем приблизить время, чтобы следующее поколение женщин жили без эндометриоза, рака шейки матки и рака молочных желез!