Что делать после операции по поводу эндометриоза

Оптимальный подход к ведению эндометриоза заключается в комбинированном лечении с учетом возраста, планируемой беременности, хирургического заключения во время операции, гистологической верификации эндометриоза.

Первое- если была операция, то гистологически должен подтвердиться диагноз. Также важны показания к операции и объем выполненной операции, овариальный резерв перед операцией.

В случае планирования беременности и распространенном эндометриозе со стадиями заболевания 3-4, обычно рекомендуется проведения лечение аналогами гонадотропин-рилизинг-гормонами и пациентка идет к репродуктологу для преодоления бесплодия. Как раз в так называемом длинном протоколе пациентка в процессе супрессивной терапии вступает в программу вспомогательных репродуктивных технологий.

Если пациентка заинтересована в беременности, но стадия заболевания после операции установлена как 1-2стадия- то либо без гормонов, либо с поддержкой второй фазы планирует беременность при отсутствии других выявленных причин бесплодия. Второй способ с гормональной поддержкой препаратами прогестерона более предпочтителен, опираясь на патогенез заболевания и в соответствии с клиническими рекомендациями.

В случае отсутствия заинтересованности в беременности в настоящее время и возраст до 30 лет, и оптимальным овариальным резервом -рекомендуется прием контрацептивов , предпочтительно, минипили. Однако, можно принимать любые низкодозированные оральные контрацептивы. Но если такой пациентке около 35лет, или овариальный резерв оценивается как тенденция к снижению независимо от возраста- лучше рекомендовать витрификацию яйцеклеток и эмбрионов, т.е. предложить программу отсроченного материнства.

В некоторых случаях при сочетании наружных форм эндометриоза с аденомиозом, обильных менструациях, как альтернативу пероральному приему предлагается установка внутриматочных систем с содержанием левоноргестрела- препарата группы гестагенов, обладающих антипролифератинвым действием, и непосредственно контактирующей со слизистой матки. Система обладает лечебной целью в течение 5лет.

Конечно, прием гормональных препаратов требует оценки сопутствующих заболеваний, оценки анамнеза, статуса курения, наследственности, противопоказаний, побочных эффектов и т.д. Поэтому грамотный подход к ведению послеоперационного периода позволяет снизить частоту рецидивов эндометриоза, реализовать ожидания пациентки в плане контроля боли и планировании, а также реализации репродуктивных планов, контрацепции и т.д.

Динамическое наблюдение эндометриоза с правильным мониторингом в кооперации врача с пациентом – залог сохранения здоровья пациентки с эндометриозом!