Резус сенсибилизация и беременность

Гемолитическая болезнь новорожденного, в основе которой лежит резус-аллоиммунизация, когда-то была главным фактором перинатальной заболеваемости и смертности. Сегодня резус-иммунноглобулин заметно снизил распространенность этого заболевания, так что на каждые 1000 живорождений приходится от одного до шести случаев, например, в Канаде. Редкость этого состояния требует рассмотрения вопроса о консультации или направлении к специалисту по этой проблеме.

Как это происходит?

Во время первой беременности при отрицательном резусе у мамы и положительном у плода при нарушении маточно-плацентарного барьера, то есть после родов или абортов, против резус-положительных антигенов плода у матери вырабатываются резус- антитела. В следующих беременностях эти антитела матери будут атаковать антигены плода, располагающиеся на клетках крови и приводить к гибели, разрушая красные кровяные клетки- эритроциты. Как результат- внутриутробная анемия со всеми вытекающими последствиями. Обычно для профилактики таких состояний вводится профилактически антирезусный иммуноглобулин в 28 недель и сразу после рождения. Этот антирезусный иммуноглобулин также обязательно вводится при кровотечениях любой локализации беременной матери с отрицательным резусом на любом сроке беременности. Если сенсибилизация уже произошла и у матери выработались антитела, профилактические введения становятся неэффективными. Вот почему оценивается наличие материнской анти-D антител во время первого пренатального визита.

Ну а если все же не удалось по какой –то причине предотвратить сенсибилизацию, то показано строгое динамическое наблюдение за ростом титра антител . Сегодня возможно определение резус-принадлежности плода по крови матери по исследованию так называемой фетальной ДНК. В случае вероятности резус положительного плода доктор проводит мониторирование по допплерографическому исследованию средней мозговой артерии для выявления анемии у плода. В случае констатации анемии при прогрессирующем ухудшении проводится внутриутробное переливание крови под УЗИ- ассистированием, где производится введение в пуповину плода эритроцитов. В этом случае показатели перинатальной выживаемости составляют более 90%, но надо помнить, что водянка плода снижает шансы на благоприятный исход до 25%. Непосредственный неонатальный исход осложняется необходимостью повторных переливаний крови уже у младенца. Длительные наблюдения показывают нормальные неврологические исходы у младенцев более чем в 90% случаев. Будущая терапия будет включать селективную модуляцию иммунной системы матери, что сделает необходимость внутриматочных трансфузий редкостью.

Что нового и перспективного?

Открытие фетальной ДНК (cfDNA) в материнской плазме является революцией в медицине плода. Сегодня с помощью этой технологии можно провести не только генетическое тестирование плода, но и определить резус-принадлежность плода.

Если нет возможности заранее знать резус-принадлежность плода, то все резус-отрицательные беременные вынуждены проходить постоянный мониторинг плода и соответствующее лечение при выявлении отклонений. Таким образом, все плоды признаются условно с положительным резусом, так как нет возможности легко это проверить. Следовательно, проводятся ненужные исследования, которые вызывают ненужные переживания у беременных. Благодаря фетальной ДНК матери определение резус-принадлежности сегодня стало возможным. И стоимость проведения этого теста у всех резус-отрицательных женщин будет меньшей по сравнению с мониторингом по прежнему принципу, даже с учетом затрат на последующее наблюдение и диагностическую визуализацию у анти-D аллоиммунизированных женщины с резус-отрицательным плодом. А профилактика заключается еще и в том, что примерно у 95% беременных женщин вынашивание «резус-отрицательного» плода позволяет избежать Также этот способ в 95% беременностей резус-отрицательным плодом позволяет избежать риски и затраты, связанные с ненужным мониторингом и введением ненужного антирезусного иммуноглобулина (которое ассоциированно с разными осложнениями: инфекционными заболеваниями, прионными заболеваниями и тд.).

Вот почему надо помнить свой календарь наблюдения, если у Вас резус-отрицательная кровь!