Вопросы врачу на приеме.

Бартолиновая железа. Вопросы врачу

Что такое киста бартолиновой железы?

Киста бартолиновой железы - это небольшой мешочек с жидкостью, который образуется, когда отверстие бартолиновой железы блокируется. Чуть ниже входа во влагалище находятся две бартолиновые железы.

Какова роль этих желез в организме женщины?

Бартолиновые железы вырабатывают небольшое количество жидкости (смазки). Жидкость помогает сохранить вульву влажной. Вульва - это область вокруг отверстия влагалища, которая включает в себя половые губы. Если заблокирован выводной проток, то секреторная жидкость начинает накапливаться и формируется киста, а поскольку полость сообщалась с внешней средой, со временем начинается воспаление, с нагноением кисты и формированием абсцесса.

Если это парный орган, бывает одновременное нагноение?

Обычно это происходит только в одной железе, а не в обеих сразу.

Каковы симптомы кисты бартолиновой железы?

Вы можете заметить увеличение или припухлость («шишку» в вульве). Кисты бартолиновой железы часто не имеют никаких других симптомов. Частые симптомы- боль или дискомфорт, особенно во время ходьбы, сидения, или во время секса.

Чем отличается абсцесс от кисты бартолиновой железы?

В случае инфицирования кисты бартолиновой железы начинается воспаление с исходом в абсцесс. Абсцесс - это скопление гноя в полости кисты, которое проявляется увеличением основания вульвы, заметное глазами. Как проявляется абсцесс? Более четкие проявления воспаления , и они следующие:

• сильная боль, усиливающееся при ходьбе, в положении сидя, и тем более- во время секса заниматься сексом
  • отек
  • покраснение

При всех перечисленных симптомах необходимо обратиться к врачу.

Какие анализы нужны при абсцессе бартолиновой железы?

Если это абсцесс, то во время процедуры вскрытия и его опорожнения обычно берется образец на бактериологический анализ (посев). Такой анализ проводится для выявления непосредственного типа микроба, явившегося причиной нагноения. Также анализ поможет правильно подобрать антибиотик для успешного лечения в случае необходимости. В редких случаях при подозрении на опухолевый процесс потребоваться биопсия для гистологического исследования.

Как лечится киста бартолиновой железы?

Лечение зависит от вашего возраста и от симптомов. Если нет симптомов, возможно, и не потребуется никакого лечения.

В случае сопутствующих ранее перечисленных симптомов проводится вскрытие и дренирование кисты или абсцесса. Под местной анестезией (или без) над наиболее выбухающей точкой образования или абсцесса проводится разрез около 5мм длиной, затем выпускается, гной , берется образец на бактериологический анализа, полость промывается раствором 3% перекиси водорода и водным раствором хлоргексидина. В полость кисты или абсцесса устанавливается ВОРД-КАТЕТЕР. Это устройство представляет собой подобие катетера Фолея, только в миниатюре, а раздувающийся баллончик находится в самом конце катетера. Установка такого катетера позволяет формировать новое «устье» выводного протока железы.

На какое время устанавливается ВОРД-катетер?

Обычно рекомендуется установка катетера на период 4-6нед. Извлечение потребует посещение доктора. Удаляется легко путем «сдувания» жидкости из кончика устройства.

Требуется ли госпитализация для лечения кисты или абсцесса бартолиновой железы?

Обычно процедура проводится в кабинете врача, однако, в редких случаях, когда в гнойный процесс вовлекается жировая клетчатка или окружающие структуры промежности и малого таза, то может потребоваться госпитализация.

Какие еще методы лечения применяют в лечении кист и абсцессов бартолиновой железы?

Первой опцией является установка ВОРД-катетера. При рецидивах после установки ВОРД-катетера или неэффективности (или недоступности) проводится марсупиализация, обычно показана такая хирургия  при ТРЕТЬЕМ эпизоде рецидива. Это хирургическая процедура, при котором проводится более широкое рассечение и ушивание краев капсулы кисты с формированием «нового» выводного протока. При рецидивирующем варианте в ЧЕТВЕРТЫЙ раз и более проводится уже УДАЛЕНИЕ бартолиновой железы- более инвазивная и сопряженная с возможными осложнениями хирургическая процедура (гематома, кровотечение, нагноение, деформация вульвы, диспарения (болезненные половые контакты) и т.д. При этом варианте требуется госпитализация, адекватная анестезия, более широкий разрез, вылущивается киста вместе с железой. Но такое лечение не показано при абсцессе, и проводится в так называемом «холодном» периоде, после стихания воспалительного процесса, на фоне НЕнагноившейся кисты.

Когда назначается антибиотик?

Антибиотики обычно не нужны. Но в некоторых случаях рекомендуется, например, при рецидивирующих абсцессах или высоком риске инфицирования (например, при сопутствующем диабете, ожирении или ВИЧ-инфекции и т.д.). Антибиотик выбирается широкого спектра действия, а также с учетом результата бактериологического анализа, взятого во время процедуры. Кроме того, если выявляются хламидии или гонорея, то проводится специфическая терапия. Обычно в посеве выявляются золотистый стафиллококк, стрептококки, кишечные грам-отрицательные микробы, чаще всего кишечная палочка.