Ожирение и беременность

Ожирение при беременности

Беременные с ожирением подвергаются повышенному риску развития целого ряда материнских и перинатальных осложнений, причем этот риск усиливается с увеличением степени ожирения матери. Было подсчитано, что четверть осложнений беременности (например, гестационная гипертензия, преэклампсия, гестационный диабет, преждевременные роды) связаны с избыточным весом матери/ожирением, и почти треть крупных для своего гестационного возраста младенцев связаны с чрезмерным увеличением веса во время беременности.

Потомство также подвержено повышенному риску детского и взрослого ожирения. Жировая ткань является активным эндокринным органом. При избыточном содержании она может оказывать дисрегуляторное воздействие на метаболические, сосудистые и, особенно, воспалительные механизмы во многих системах во время беременности и тем самым влиять на акушерские исходы. Например, связанные с ожирением инсулинорезистентность и воспаление могут влиять на рост и функцию плаценты, вызывая развитие преэклампсии и тд.

Ожирение матери может повлиять на отдаленные результаты развития потомства в результате эпигенетических изменений, вызванных воздействием на плод повышенного уровня глюкозы, инсулина, липидов и воспалительных цитокинов. Эти внутриутробные эффекты могут вызывать постоянные или преходящие изменения в метаболическом программировании, приводя к неблагоприятным последствиям.

Напомню, что ожирение определяется как индекс массы тела (ИМТ) ≥30 кг / м2. Поскольку не существует стандартного определения ожирения во время беременности, оценка основывается на индексе массы тела до беременности.

Понятно, что серьезные осложнения беременности в разы выше, чем у беременных с исходно нормальным весом. Можно ожидать следующие осложнения: кровотечения, требующие переливания крови; серьезные сердечные, респираторные, цереброваскулярные или гематологические осложнения; венозный тромбоз/эмболию; сепсис; шок; печеночную или почечную недостаточность; осложнения, связанные с анестезией; разрыв матки.

Гестационный диабет – распространенность гестационного сахарного диабета (ГДМ) у женщин с ожирением значительно выше, чем в общей акушерской популяции, а риск возрастает с увеличением массы тела матери и ИМТ.

Ассоциированная с беременностью артериальная гипертензия. ИМТ матери постоянно рассматривается как независимый фактор риска развития как преэклампсии, так и гестационной гипертензии. В систематическом обзоре 13 когортных исследований, включавших почти 1,4 миллиона женщин, риск развития преэклампсии удваивался с увеличением ИМТ  на каждые 5-7 кг/м2 . Исследования женщин, перенесших бариатрическую операцию, свидетельствуют о том, что потеря веса значительно снижает частоту возникновения преэклампсии . Механизм, посредством которого ожирение повышает риск развития преэклампсии, не вполне определен. Патофизиологические изменения, связанные с сердечно-сосудистым риском из-за ожирения, инсулинорезистентность, гиперлипидемия и воспаление могут быть причиной повышения частоты преэклампсии у больных ожирением.

Ожирение увеличивает риск преждевременных родов из-за ассоциированных с ожирением заболеваний, таких как гипертония, преэклампсия и диабет. В 2010 году исследователями было показано, что женщины с избыточным весом и ожирением имели повышенный риск индуцированных преждевременных родов по сравнению с женщинами с нормальным ИМТ, и этот риск увеличивался с увеличением веса.