Вирус зика и беременность

Что такое вирус Зика?

Основными переносчиками вируса Зика являются комары рода Aedes, которые кусают в дневное время. Симптомы болезни, как правило, слабо выражены и включают повышение температуры, сыпь, конъюнктивит, боли в мышцах и суставах, общее недомогание или головную боль. Симптомы обычно длятся 2-7 дней. У большинства людей, инфицированных вирусом Зика, симптомы не развиваются. Вирусная инфекция Зика во время беременности может приводить к рождению детей с микроцефалией и другими врожденными пороками развития, известными как врожденный синдром, вызванный вирусом Зика. Вирусная инфекция Зика связана также с другими осложнениями беременности, включая преждевременные роды и выкидыш, повышенный риск развития неврологических осложнений у взрослых и детей (синдром Гийена-Барре, невропатию и миелит).

Вирус Зика является переносимым комарами флавивирусом, впервые выявленным у обезьян в Уганде в 1947 году. Позднее, в 1952 г., вирус был выявлен у людей в Уганде и Объединенной Республике Танзания.

Первая вспышка болезни, вызванной вирусом Зика, была зарегистрирована на острове Яп (Федеративные Штаты Микронезии) в 2007 году. За ней последовала крупная вспышка инфекции, вызванной вирусом Зика, во Французской Полинезии в 2013 г. и в других странах и территориях Тихоокеанского региона. В марте 2015 г. Бразилия сообщила о крупной вспышке болезни, сопровождавшейся сыпью, которая вскоре была определена как вирусная инфекция Зика, а в июле 2015 г. была обнаружена ее связь с синдромом Гийена-Барре- неврологическим расстройством, которое может приводить к параличу и смерти.

На основе систематического обзора литературы вплоть до 30 мая 2016 г. ВОЗ пришла к заключению, что инфекция, вызванная вирусом Зика, во время беременности является причиной врожденных патологий мозга, включая микроцефалию, и что вирус Зика играет роль «пускового механизма» для развития синдрома Гийена-Барре. Вирус Зика продолжает распространяться по географическим районам, где присутствуют комары, которые могут передавать вирус.

Вирус Зика передается людям, в основном, при укусах инфицированными комарами Aedes, которые также могут передавать денге и желтую лихорадку. Вирус Зика может также передаваться половым путем. Он выявляется в семенной жидкости, крови, моче, околоплодных водах, слюне, а также в цереброспинальный жидкости (жидкости головного и спинного мозга).

Симптомы включают незначительное повышение температуры или сыпь, появляющиеся через несколько дней после укуса инфицированным комаром. У многих людей болезнь протекает бессимптомно, но у некоторых людей могут появляться конъюнктивит, боли в мышцах и суставах, а также усталость. Симптомы обычно длятся 2-7 дней. Известных различий в симптомах у инфицированных беременными и небеременных женщин нет. Диагноз основан на симптомах и сведениях анамнеза (например, укусы комаров или поездки в районы, где присутствует вирус Зика). Лабораторное тестирование может подтверждать присутствие вируса Зика в крови. Однако такой диагноз может быть ненадежным в связи с его возможными перекрестными реакциями с другими вирусами (лихорадка денге, лихорадка Западного Нила и желтая лихорадка).

Могут ли женщины передавать вирус Зика своему плоду во время беременности или родов?

Передача вируса Зика беременными женщинами своему плоду возможна.

Инфекция, вызванная вирусом Зика, во время беременности протекает обычно в легкой форме, но необычный рост числа случаев врожденной микроцефалии и других неврологических осложнений в районах, где происходят вспышки болезни, вызывает большую обеспокоенность среди беременных женщин. Беременные женщины, в том числе те, у которых развились симптомы инфекции, вызванной вирусом Зика, должны находиться под тщательным наблюдением врача.

Как беременные женщины должны вести себя в контексте вируса Зика и его осложнений?

Большинство женщин в районах, пострадавших от вируса Зика, рожают нормальных детей. Ультразвуковое исследование на ранних стадиях беременности не дает надежного представления о патологиях плода. Для выявления микроцефалии и/или других патологий мозга плода ВОЗ рекомендует проводить повторное ультразвуковое исследование в конце второго или в начале третьего триместра беременности (предпочтительно между 28-й и 30-й неделями), когда эти патологии проще выявлять.

По возможности, рекомендуется проводить скрининг околоплодных вод на патологии и врожденные инфекции, включая вирус Зика, особенно в тех случаях, когда при негативных результатах тестирования женщин на вирус Зика ультразвуковое исследование указывает на патологии мозга плода.

Могут ли матери с инфекцией Зика кормить грудью своих детей?

ВОЗ рекомендует проводить исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6 месяцев жизни, в том числе в контексте вируса Зика. Вирус Зика был выявлен в грудном молоке, но на данный момент нет фактических данных о передаче вируса детям в процессе грудного вскармливания. Подтвердить диагноз вирусной инфекции Зика можно только с помощью лабораторных тестов крови или других физиологических жидкостей, таких как моча или сперма.

На сегодняшний день лечения вирусной инфекции Зика и связанных с ней болезней не существует.

Основной мерой профилактики вирусной инфекции Зика является защита от укусов комаров в дневное и раннее вечернее время. Особое внимание следует уделять предотвращению укусов комаров среди беременных женщин, женщин репродуктивного возраста и детей раннего возраста. Меры индивидуальной защиты включают ношение одежды (предпочтительно светлой), максимально закрывающей тело; использование физических барьеров (устанавливать на окна сетки, закрывать двери и окна); и нанесение на кожу или одежду репеллентов, содержащих ДЭТА, IR3535 или икаридин, согласно инструкции на этикетке. Вакцины для профилактики вирусной инфекции Зика или ее лечения на сегодняшний день не существует. Разработка такой вакцины является активной областью научных исследований.